Положение о единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса
УТВЕРЖДЕНО
решением Совета Национального объединения строителей,
протокол от 20 апреля 2011 г. №18
(с изменениями, утвержденными решением Совета Национального объединения строителей, от 30 декабря 2011 г., протокол № 24,
25 октября 2012г., протокол №36)
ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (далее - Положение) определяет цели и принципы аттестации в Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (далее – Единая система), порядок участия саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее – саморегулируемая организация), в Единой системе, регламентирует распределение компетенции в Единой системе, единый порядок подачи претендентами на аттестацию документов на аттестацию, допуска претендентов на аттестацию к оценке уровня знаний, проведения такой оценки, принятия решений по результатам оценки уровня знаний, выдачи и аннулирования аттестатов, аккредитации центров по тестированию, рассмотрения жалоб в сфере аттестации.
1.2. Аттестация в Единой системе проводится в целях оценки соответствия установленным критериям уровня знаний работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заявляемых в саморегулируемую организацию для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
1.3. Аттестация в Единой системе осуществляется на основании следующих принципов:
1.3.1. аттестация осуществляется по видам строительных работ в соответствие с их группировкой по тестам для целей аттестации;
1.3.2. аттестация осуществляется по единым требованиям и критериям, предъявляемым для принятия решений об аттестации;
1.3.3. аттестаты, выданные в соответствии с настоящим Положением, признаются всеми саморегулируемыми организациями – участниками Единой системы;
1.3.4. не допускается монополизация аттестации. Претендент на аттестацию должен иметь возможность выбора центров по тестированию, достаточного для формирования конкурентной среды;
1.3.5. аттестация должна быть максимально проста для претендентов на аттестацию по процедуре прохождения. Обслуживание претендентов на аттестацию должно осуществляться центрами по тестированию. Места оценки знаний должны покрывать территорию Российской Федерации таким образом, чтобы их транспортная доступность не являлась существенным обременением для претендентов на аттестацию;
1.3.6. контроль деятельности центров по тестированию обеспечивается саморегулируемыми организациями и Национальным объединением строителей. Фиктивная оценка уровня знаний претендентов на аттестацию должна с неизбежностью влечь аннулирование аккредитации центров по тестированию.
1.4. Саморегулируемые организации применяют настоящее Положение добровольно.
1.5. Центры по тестированию Единой системы обязаны соблюдать настоящее Положение и условия аккредитации.
II. Распределение компетенции в системе аттестации
2.1. Саморегулируемые организации Общим собранием членов или постоянно действующим коллегиальным органом управления принимают решение о присоединении к Единой системе аттестации, после чего:
2.1.1. принимают Положение об аттестации работников членов саморегулируемой организации (далее – Положение об аттестации), определяющее регламент работы аттестационных комиссий саморегулируемых организаций (далее – аттестационная комиссия);
2.1.2. формируют составы аттестационных комиссий, либо определяют органы, наделенные всеми или отдельными полномочиями аттестационных комиссий;
2.1.3. обеспечивают необходимые условия для работы сформированных ими аттестационных комиссий, в том числе их материально-техническое обеспечение;
2.1.4. инициируют аккредитацию и аннулирование аккредитации центров по тестированию;
2.2. Аттестационные комиссии – принимают решения:
2.2.1. о выдаче аттестата по итогам оценки уровня знаний претендента на аттестацию и сроке его действия. При этом срок действия аттестата не может превышать 5 лет;
2.2.2. о дополнительной оценке уровня знаний претендентов на аттестацию, в том числе в форме собеседования;
2.2.3.об отказе в выдаче аттестата по итогам оценки уровня знаний претендента на аттестацию;
2.2.4. об аннулировании аттестата;
2.2.5 о направлении представителей аттестационной комиссии для контроля объективности оценки уровня знаний претендентов на аттестацию центрами по тестированию.
2.3. Совет Национального объединения строителей – принимает решения:
2.3.1. об утверждении настоящего Положения, внесении в него изменений;
2.3.2. об утверждении Унифицированного Положения об аттестации, рекомендуемого для принятия саморегулируемыми организациями.
2.4. Комитет по профессиональному образованию Национального объединения строителей (далее – Комитет по профессиональному образованию) – принимает решения:
2.4.1. об аккредитации центров по тестированию (мест оценки уровня знаний претендентов на аттестацию), о приостановлении, аннулировании аккредитации центров по тестированию;
2.4.2. о порядке формирования перечня вопросов и ответов для целей компьютерного тестирования, определения стоимости таких работ;
2.4.3. о критериях определения положительными результатов оценки уровня знаний претендентов на аттестацию;
2.4.4. об утверждении группировки видов строительных работ по тестам для целей аттестации;
2.4.5. об утверждении образца заполнения бланка аттестата;
2.4.6.об утверждении плана проверок центров по тестированию
2.5. Отраслевые Комитеты Национального объединения строителей – согласовывают:
2.5.1. выбор исполнителей и техническое задание на разработку вопросов и ответов для целей компьютерного тестирования в соответствие с профилем деятельности Комитета;
2.5.2. приемку работ по разработке вопросов и ответов для целей компьютерного тестирования в соответствие с профилем деятельности Комитета.
2.6. Аппарат Национального объединения строителей – обеспечивает:
2.6.1. разработку и внедрение программного обеспечения для целей компьютерного тестирования, ведения единого реестра сведений об аттестации;
2.6.2. разработку и непрерывную актуализацию вопросов и ответов для целей компьютерного тестирования;
2.6.3. ведение единого реестра сведений об аттестации (включая реестр аттестованных специалистов, реестр центров по тестированию .
2.6.4. организацию проверок центров по тестированию.
2.7. Центры по тестированию:
2.7.1. осуществляют прием документов, поданных на аттестацию;
2.7.2. принимают решения о допуске к аттестации, отказе в допуске к аттестации;
2.7.3. обеспечивают оценку уровня знаний претендентов на аттестацию в форме компьютерного тестирования;
2.7.4. предоставляют результаты оценки уровня знаний в соответствующие аттестационные комиссии;
2.7.5. выдают выписки из единого реестра сведений об аттестации по форме, утвержденной Комитетом по профессиональному образованию;
2.7.6. вносят сведения в единый реестр сведений об аттестации;
2.8. Координатор Национального объединения строителей по федеральному округу, (городу федерального значения):
2.8.1. утверждает состав комиссии для проведения проверки центров по тестированию расположенных на территории федерального округа (города федерального значения).
2.8.2. согласовывает проект Плана проверки центров по тестированию.
2.8.3. организует проверки центров по тестированию соответствии с планом проверок, утвержденным Комитетом по профессиональному образованию, совместно с Аппаратом Национального объединения строителей.
III. Подача документов на аттестацию, допуск к оценке уровня знаний
3.1. Для прохождения аттестации претендент на аттестацию самостоятельно или через работодателя представляет в центр по тестированию следующие документы:
3.1.1. письменное заявление на аттестацию, оформленное в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Положению;
3.1.2. копию документа, подтверждающего прохождение повышения квалификации, переподготовки по соответствующим виду (видам) строительных работ;
3.1.3. копию документа, подтверждающего наличие соответствующего профильного высшего или среднего профессионального образования, либо копии документов, подтверждающих наличие высшего или среднего профессионального образования, являющегося профильным для иных видов строительных работ, и опыта непрерывного выполнения соответствующих работ не менее 10 лет. При этом под соответствующим профильным образованием понимается образование, соответствие которого виду работ, в отношении которого должна проводиться проверка знаний, определяется на основании Унифицированных требований к выдаче Свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных Советом Национального объединения строителей.
3.2. При подаче документов на аттестацию самостоятельно претендентом требуется также представление для обозрения оригиналов документов. Центр по тестированию сверяет копии документов с оригиналами и заверяет копии документов своей печатью. При подаче документов через работодателя копии документов должны быть заверены печатью работодателя.
3.3. Заявление на аттестацию рассматривается, как правило, незамедлительно при поступлении. Срок рассмотрения заявления на аттестацию не может превышать 10 дней, в том числе в случае необходимости проверки документов, представленных для прохождения аттестации. Сведения о претенденте на аттестацию вносятся Центром по тестированию в единый реестр сведений об аттестации. О поступившем заявлении информируется соответствующая саморегулируемая организация электронным письмом.
3.4. К оценке уровня знаний допускаются претенденты на аттестацию, предоставившие все документы в соответствие с пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения.
3.5. По результатам рассмотрения заявления на аттестацию претендент на аттестацию уведомляется о времени оценки уровня знаний или об отказе в допуске к такой оценке незамедлительно. Отказ в допуске к оценке уровня знаний должен быть мотивирован. Не допускается отказ в допуске к оценке уровня знаний лиц, предоставивших все документы в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения.
3.6. Оценка уровня знаний проводится в срок не позднее 30 рабочих дней после принятия решения о допуске к оценке уровня знаний. Центр по тестированию обязан предпринять необходимые меры для согласования времени оценки уровня знаний, удобного для претендента на аттестацию. При невозможности такого согласования претендент на аттестацию письменно информируется о назначении времени оценки уровня знаний. При наличии возможности и желания претендента на аттестацию оценка уровня знаний проводится незамедлительно.
3.7. В случае неявки претендента на аттестацию на оценку уровня знаний в течение 30 календарных дней, претендент на аттестацию для прохождения аттестации должен повторно подавать заявление на аттестацию.
3.8. Документы, поданные на аттестацию, центр по тестированию обязан хранить не менее 5 лет.
IV. Оценка уровня знаний претендента на аттестацию в форме компьютерного тестирования
4.1. Оценка уровня знаний претендента на аттестацию в форме компьютерного тестирования проводится центром по тестированию, принявшим решение о допуске к аттестации. Компьютерное тестирование осуществляется с использованием единого программного обеспечения и по единым тестовым вопросам.
4.2. Центр по тестированию осуществляет контроль за прохождением оценки уровня знаний претендента на аттестацию с тем, чтобы не допустить:
4.2.1. прохождение такой оценки одним лицом за другого;
4.2.2. оказания, в каком либо виде помощи претенденту на аттестацию в выборе правильного ответа.
4.3. По результатам оценки уровня знаний претендента на аттестацию составляется Акт оценки уровня знаний, оформленный в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Положению. Указанный Акт утверждается центром по тестированию. Сведения о результатах оценки уровня знаний претендента на аттестацию сохраняются в едином реестре сведений об аттестации и являются доступными для соответствующих саморегулируемых организаций.
4.4. Центр по тестированию обязан предоставлять возможность присутствия при оценке уровня знаний представителей аттестационных комиссий. В случае присутствия при оценке уровня знаний представителей аттестационных комиссий, акт оценки уровня знаний удостоверяется их подписью (при их согласии). Копия акта оценки уровня знаний предоставляется претенденту на аттестацию по его требованию.
V. Принятие решения по результатам оценки уровня знаний претендента на аттестацию. Выдача аттестата
5.1. Результаты оценки уровня знаний претендента на аттестацию представляются в срок не позднее 5 дней центром по тестированию, проводившим такую оценку, на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии саморегулируемой организации, указанной в заявлении на аттестацию. Результаты оценки уровня знаний претендента на аттестацию представляются в форме факсимильной или электронной (отсканированной) копии акта оценки уровня знаний претендента на аттестацию.
5.2. Порядок рассмотрения аттестационной комиссией результатов оценки уровня знаний претендента на аттестацию определяется регламентом (положением) соответствующей аттестационной комиссии. При этом срок рассмотрения аттестационной комиссией результатов оценки уровня знаний претендента на аттестацию не может превышать одного месяца со дня поступления на рассмотрение соответствующих материалов о результатах оценки уровня знаний.
5.3. При рассмотрении положительных результатов оценки уровня знаний претендента на аттестацию аттестационная комиссия вправе назначить контрольную оценку уровня знаний претендента на аттестацию или провести с ним собеседование. Не допускается реализация принципа назначения контрольной оценки, собеседования в зависимости от центра по тестированию.
5.4. Контрольная оценка уровня знаний претендента на аттестацию проводится в присутствии представителя аттестационной комиссии. При контрольной оценке уровня знаний претендента на аттестацию не допускается истребования от претендента на аттестацию каких-либо документов, кроме предъявления документа, удостоверяющего личность. По результатам контрольной оценки уровня знаний претендента на аттестацию составляется Акт контрольной оценки уровня знаний, оформленный в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Положению. При отказе или уклонении претендента на аттестацию от контрольной оценки уровня знаний может быть принято решение об отказе в аттестации.
Контрольная оценка уровня знаний аттестованного лица по правилам настоящей статьи может быть назначена аттестационной комиссией в случае аннулирования Комитетом профессионального образования аккредитации центра по тестированию, которым проводилась оценка уровня знаний аттестованного лица.
Собеседование проводится в соответствие с регламентом (положением) соответствующей аттестационной комиссии. При отказе претендента на аттестацию от прохождения собеседования, комиссией может быть принято решение об отказе в аттестации.
5.5. При положительных результатах оценки уровня знаний претендента на аттестацию аттестационная комиссия вправе принять решение о выдаче аттестата, при отрицательных – об отказе в выдаче аттестата. На основании решения аттестационной комиссии претенденту на аттестацию выдается Аттестат, оформленный в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Положению, или он уведомляется об отказе в аттестации. Сведения об аттестации (отказе в аттестации) вносятся в единый реестр сведений об аттестации.
5.6. Аттестат подписывается председателем аттестационной комиссии и выдается претенденту на аттестацию или его работодателю в 10-дневный срок после принятия решения аттестационной комиссией.
5.7. Аттестату присваивается номер, имеющий следующую структуру: первая буква – С; первые три цифры после буквы «С» и тире указывают порядковый номер саморегулируемой организации в государственном реестре саморегулируемых организаций; следующие шесть цифр, отделенные точкой, являются порядковым номером аттестата в саморегулируемой организации.
VI. Аннулирование аттестата
6.1. Аттестат, выданный в соответствии с настоящим Положением, может быть аннулирован в случае выявления:
6.1.1. оснований для отказа в допуске к оценке уровня знаний (установление факта предоставления недостоверных сведений и документов);
6.1.2. факта предоставления в аттестационную комиссию недостоверных сведений о положительных результатах оценки уровня знаний претендента на аттестацию;
6.1.3. факта выполнения аттестованным лицом строительных работ с недостатками, вследствие которых причинен вред при выполнении работы или после ее завершения. Порядок выявления такого факта устанавливается соответствующими саморегулируемыми организациями.
6.2. Аттестат, выданный в соответствии с настоящим Положением, подлежит аннулированию в случае:
6.2.1. смерти аттестованного лица;
6.2.2. волеизъявления аттестованного лица об аннулировании аттестата.
6.3. Решение об аннулировании аттестата может быть принято:
6.3.1. по основаниям, указанным в пунктах 6.1.1 и 6.1.2, – аттестационной комиссией, принявшей решение о выдаче аттестата, а также аттестационной комиссией саморегулируемой организации, членом которой является работодатель аттестованного лица;
6.3.2. по основаниям, указанным в пунктах 6.1.3 и 6.2, – аттестационной комиссией саморегулируемой организации, членом которой является последний работодатель аттестованного лица.
6.4. В случае аннулирования аттестата по основанию, указанному в пункте 6.1.3 настоящего Положения, повторная аттестация возможна не ранее, чем через 1(один) год после аннулирования.
6.5. В случае аннулирования аттестата по основаниям, указанным в пункте 6.1 настоящего Положения, о предстоящем рассмотрении аттестационной комиссией вопроса об аннулировании аттестата, лицо, в отношении которого планируется рассмотрение вопроса об аннулировании, должно быть письменно уведомлено не позднее чем за десять дней до заседания аттестационной комиссии с указанием обстоятельств, являющихся основанием для рассмотрения такого вопроса. Указанное лицо имеет право присутствовать на заседании аттестационной комиссии и представлять устные и письменные возражения и пояснения по рассматриваемому вопросу.
6.6. Решение аттестационной комиссии об аннулировании аттестата оформляется протоколом. Лицо, аттестат которого аннулирован, письменно уведомляется о принятом решении в течение десяти дней со дня принятия решения. Копия уведомления направляется в Аппарат Национального объединения строителей, который незамедлительно вносит сведения об аннулировании аттестата в единый реестр сведений об аттестации.
VII. Порядок аккредитации центров по тестированию
7.1. В качестве центра по тестированию может быть аккредитовано любое юридическое лицо, предоставившее в Национальное объединение строителей заявление на аккредитацию, оформленное в соответствии с Приложением № 5 к настоящему Положению, а также рекомендации саморегулируемой организации, применяющей Единую систему, соблюдающей Кодекс чести руководителя саморегулируемой организации, утвержденный Всероссийским съездом саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (протокол от 15 апреля 2010 г. № 2) и не обладающей признаками, отнесенными решением Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства при Министерстве регионального развития Российской Федерации к основным признакам коммерциализации саморегулируемых организаций (приложение № 1 к протоколу от 24.05.2012).
7.2. Решение об аккредитации юридического лица в качестве центра по тестированию принимается Комитетом по профессиональному образованию. Реестр претендентов на аккредитацию в качестве центров по тестированию размещается на официальном сайте Национального объединения строителей не позднее чем за 5 дней до заседания Комитета профессионального образования.
При принятии решения об аккредитации центра по тестированию Комитет по профессиональному образованию проверяет и анализирует представленную претендентом на получение аккредитации информацию на соответствие условиям аккредитации, при необходимости изучает позицию саморегулируемых организаций в области строительства зарегистрированных в месте аккредитации центра по тестированию.
Комитет может назначить проверку достоверности указанной в заявлении информации.
7.3. Лицу, аккредитованному в качестве центра по тестированию, выдается Свидетельство об аккредитации, оформленное в соответствии с Приложением № 6 к настоящему Положению. Реестр центров по тестированию публикуется на сайте Национального объединения строителей.
7.4. Аккредитация центров по тестированию может осуществляться по всем или по отдельным тестам.
7.5. Комитет по профессиональному образованию вправе установить:
- квотирование количества центров по тестированию в конкретных регионах или городах, а также критерии аккредитации центров по тестированию;
способ определения цены за проведение тестирования.7.6. Комитет по профессиональному образованию вправе отказать в аккредитации центра по тестированию, отказможет быть обжалован в Совет Национального объединения строителей.
VIII. Контроль за деятельностью центров по тестированию
8.1. В целях осуществления контроля за деятельностью центров по тестированию Национальным объединением строителей проводятся плановые и внеплановые проверки.
Предметом проверки является:
- соблюдение условий аккредитации центром по тестированию;
- надлежащее исполнение условий настоящего Положения.
8.2. Плановые проверки проводятся один раз год в соответствии с Планом проверок, утвержденным Комитетом по профессиональному образованию, опубликованным на сайте Национального объединения строителей и доведенным до центров по тестированию.
8.3. Внеплановая проверка проводится по поручению Комитета по профессиональному образованию, в связи с поступившей от саморегулируемой организации в Национальное объединение строителей жалобой, а также при выявлении нижеследующих фактов:
- фиктивной оценки знаний претендента на аттестацию (существенное превышение среднего показателя сдачи тестов с положительным результатом);
- нарушения центром по тестированию условий аккредитации;
- отсутствие активности в Единой системе в течение 6 месяцев, с момента аккредитации в качестве центра по тестированию.
Информация о проведении внеплановой проверки доводится до центра по тестированию не позднее, чем за 7 календарных дней до даты проверки.
8.4. Проверка проводится комиссией, состав которой ежегодно утверждается Координатором по федеральному округу (городу федерального значения). В состав комиссии могут входить Координатор, помощник Координатора, члены Ревизионной Комиссии, представители саморегулируемых организаций, расположенных по месту нахождения центра по тестированию, работники Аппарата Национального объединения строителей и иные лица.
8.5. Проверка может быть выездной или документарной, форма определяется Председателем комиссии. При проведении проверки комиссия вправе выезжать в офис центра по тестированию, присутствовать при проведении тестирования, знакомится с документами центра по тестированию и информацией, хранящейся в базе данных Единой системы.
8.6. По итогам проверки комиссия составляет Акт проверки (приложение №8). Один экземпляр Акта проверки вручается центру по тестированию, другой направляется в Аппарат Национального объединения строителей, который готовит материалы проверки на заседание Комитета по профессиональному образованию.
8.7. Комитет по профессиональному образованию рассматривает материалы проверки центров по тестированию и вправе принять одно из следующих решений:
- приостановить аккредитацию центра по тестированию с повторным проведением проверки по истечению установленного срока;
- аннулировать аккредитацию центра по тестированию.
IX. Жалобы в области аттестации
9.1. Претендент на аттестацию вправе обжаловать:
9.1.1. решение центра по тестированию об отказе в допуске к оценке уровня знаний;
9.1.2 действия или бездействия центра по тестированию, нарушающие требования настоящего Положения;
9.1.3. решение аттестационной комиссии об отказе в выдаче аттестата;
9.1.4. действия или бездействия аттестационной комиссии, нарушающие регламент (положение)аттестационной комиссии;
.9.1.5. действия или бездействия аттестационной комиссии, нарушающие требования настоящего Положения.
9.2. Центр по тестированию вправе подать жалобу на действия или бездействия аттестационной комиссии, нарушающие требования настоящего Положения.
9.3. Саморегулируемая организации вправе подать жалобу на центр по тестированию:
9.3.1. если по результатам контрольной оценки уровня знаний претендента на аттестацию или по иным основаниям выявлен факт фиктивной оценки его уровня знаний;
9.3.2. в случае, нарушения центром по тестированию требований настоящего Положения и условий его аккредитации.
9.4. Жалобы, указанные в пунктах 9.1.1 и 9.1.2, 9.3 настоящего Положения подаются в Аппарат Национального объединения строителей и рассматриваются по правилам, установленным главой VIII настоящего Положения.
9.5. Жалобы, указанные в пунктах -9.1.3, 9.1.5 настоящего Положения подаются в саморегулируемую организацию, сформировавшую аттестационную комиссию, действия или бездействия которой обжалуются. Порядок рассмотрения указанных жалоб определяется регламентом (положением) соответствующей аттестационной комиссии.
Дата изменения: 05.08.2015 12:58:24
Выводимая дата: 12.06.2013 15:00:00
Вернуться к списку